On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
moderator




Пост N: 631
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.07 22:32. Заголовок: Массовая культура: хорошо или плохо?


Мы все живем по законам массовой культуры. Слушаем ли по радио популярную музыку, идем ли в кино на американский блокбастер, покупаем ли газету, пестрящую жирными шрифтами и пугающими заголов-ками - мы выдаем в себе члена некой массы. Наше время - эпоха царствования массовой культуры, и все, что бы мы ни делали, явля-ется частью этой культуры. Легко ли в такое время сохранить свою индивидуальность, легко ли быть не таким, как все? Трудно, но тем сильнее соблазн попытаться это сделать.
Массовая культура, конечно, была всегда - даже тогда, когда термин этот еще ни-кому не приходил в голову, когда вообще не было никаких терминов. Говорят, например, что непреодолимое желание зевнуть, когда рядом зевнул другой - пережиток массовой культуры наших диких далеких предков, для которых зевок вождя означал команду "отбой" и которые передавали эту команду по цепочке, пока не было оповещено все стадо.
Она была всегда, но со временем приобретала все большие и большие масштабы, и могущество ее росло соразмерно скорости технического прогресса. Если в VIII веке ле-генду о Беовульфе знали только жители Аль-биона, да и то - лишь те счастливчики, у ко¬торых была словоохотливая бабка или дед, рассказывающие перед сном сказки, то в конце XX песню Spice Up Your Life, приду-манную все на том же туманном острове, знает каждый подросток в любой хоть не-много развитой стране. Что, подросток стал с веками умнее и любопытнее? Стал, но не сам по себе, а потому что к этому его подтолкнул прогресс, да и не в его любопытстве здесь дело, а в том, что песню Spice Up Your Life в конце XX века хоть раз в жизни, но услыша-ли все - даже те, кто отчаянно пытался этого избежать. Массовая культура не спрашивает наших личных пристрастий: она на то и мас-совая, чтобы удовлетворять одновременно всех, а если у кого-то при этом сильнейшая аллергия на какие-либо из ее продуктов -это уже не ее дело.
К концу второго тысячелетия массовая культура размахнулась так сильно, что, по-жалуй, нет больше ни одной области, в кото-рую бы она не внедрилась. Мы все носим бо¬лее или менее одинаковую одежду, ездим на машинах одних и тех же марок, едим одни и те же биг-маки и пиццы. Средства массовой информации, а также развитие транспорта превратили весь мир в то, что теперь приня¬то называть Глобальной Деревней. Японцы носят джинсы, русские парни едят картофель фри, французы - блины с икрой (причем, не в праздники, а просто так - их жарят прямо на улице), американцы же клеят на лоб индийские бинди и жгут восточные благовония, делая вид, что их изобрели негры в Гарлеме.
Или вот, скажем, искусст-во: казалось бы, самое место для того, чтобы побыть одному, чтобы ощутить прекрасное именно так, как ощущаешь его только ты один, и главное - вы-брать именно то прекрасное, ко-торое близко лишь тебе одному. Но и это становится не-возможным в эпоху, когда улыбчивую Джоконду рубят на ломтики паззла и продают миллионными тиражами, когда о крошечной выставке молодого художника рассказывают по очереди по трем телевизионным каналам, когда "Времена года" Вивальди хотя бы раз в день непременно появляются на какой-ни¬будь из радиоволн.
Впрочем, казалось бы, что может быть лучше? Ведь теперь у каждого простого че-ловека есть наконец реальная возможность стать культурной личностью, прикоснуться к прекрасному - хотя бы вот так, сидя в кресле и лениво помахивая пультом от телевизора... Но только почему же тогда среднестатисти-ческая рука упорно тянется переключить на другую программу, когда историк Радзин-ский заводит свои интересные рассказы про русских царей и французского императора? Почему на фильмы про Шварценеггера про-должает ходить раз в пятьсот больше народу, чем на Феллини или Антониони? Что же такое массовая культура: культура, которую несут в массы или культура, которую задают эти самые массы? И если верно второе пред-положение, то доросли ли массы до того, чтобы самим выбирать себе культуру?
Ницше говорил, что достоинство чело-века измеряется его умением быть одиноким, то есть той дистанцией, которую он устанав-ливает между собой и общепринятым. Очевидно, массовая культура может быть добром, но только в том случае, когда она учит вселенскому опыту, а человек умеет выбрать в этом опыте главное для себя самого, умеет в нем не раствориться.
Чтобы мысль эта стала понятнее, можно обратиться к помощи примеров. Вот, например, газеты и журналы. Посмотрите на людей в метрополитене и задайте себе вопрос: почему у 90% людей, читающих в поезде га¬зеты, в руках одинаковые два-три издания? Действительно ли это самые лучшие газеты и самое захватывающее чтиво из всего, что можно купить при входе в метро? Или дело тут в чем-то другом? Ведь есть же термин "стадное чувство", и, по-моему, в своем от-рицательном проявлении массовая культура развивает в человеке именно его. Наверняка, половину из этих 90% заинтересовали бы и другие издания, но - раз все, значит и я.
Или книги: их издается множество, но в метрополитене никто не станет продавать Фаулза или Фолкнера, зато в изобилии пред-ставлены "Бешеные", "Чокнутые", "Стукнутые" и "Бешеные-2". Что же является первопричи¬ной популярности второсортной литературы: читатели с дурным вкусом вынуждают ло-точников торговать макулатурой или наоборот - лоточники своим низкосортным товаром способствуют развитию у читателей дурного вкуса? Интересно было бы провести эксперимент: взять новорожденного ребенка обыкновенного представителя масс и посе-лить его в такие условия, куда не проникали бы дурные продукты массовой культуры - ни безграмотно написанные книги, ни дурацкие песни с незатейливыми мотивами, ни мульт-фильмы про Покемона, а вместо всего этого его глаз и ухо радовали бы профессионально сделанные фильмы, хорошо сыгранная и так же хорошо записанная музыка, интерес-ные и умные романы - неужели же и он, выбравшись, наконец, на волю, воскликнул бы: "Вот это круто!", услышав песню: "Моя мама варит кофе"? Тогда, наверное, можно было бы говорить о ни с чем не сравнимой мощимассовой культуры, о том, что человек как индивидуальность больше вообще не может существовать, что культура масс будет все и всегда решать за него.
Кстати, популярная музыка - действительно, очень интересный пример того, каких невероятных масштабов достигла массовая культура в наши дни. Парадокс: чтобы стать популярным и прославиться, артист вовсе не должен никого удивлять и предлагать что-либо новое и свежеизобретенное. Напротив, он должен быть как можно больше похож на некий уже созданный кем-то другим стан¬дарт. Например, если кто-то организовал группу Backstreet Boys, нужно непременно во всем мире тут же наштамповать как можно больше точно таких же "мальчуковых" групп, причем по возможности необходимо соблю¬сти внешнее сходство с членами ансамбля и подобрать похожий репертуар. Если запели и затанцевали девчонки - повсюду срочно со¬здаются такие же группы, с тем же количеством участниц и приблизительно с такими же песнями, только уровень профессионализма у всех немного разный. Прославилась Бритни Спирс - того же захотели и все остальные девочки-блондинки, на этот раз - одиночки. Почему так происходит, совершенно непонятно. Ведь в большинстве случаев лучше, чем было сделано, уже не получается - мо¬жет получиться только хуже. Любой закос под уже созданного кумира обречен на про¬вал: ведь если у страны уже есть одна Алла Пугачева, зачем же кому-то петь таким же голосом и делать себе такую же прическу? Пугачевских фанатов на свою сторону не пе-реманишь, а своих не заработаешь - ведь все, кто мог бы стать твоим фанатом, уже стали фанатами Пугачевой. По-моему, это вполне логично. Но только никакая логика не идет в расчет, когда в дело вмешивается массовая культура. Массы хотят Бритни Спирс? Пожалуйста - вот вам пятнадцать штук таких же. Понравился Робби Уильяме? Тогда вот вам еще Рикки Мартин и Энрике Иглесиас впридачу: все красавцы, все поют что-то очень похожее - недолго и перепу¬тать. И путают: я слышала, как по радио ди-джей назвал Робби Уильмса сыном Хулио Иглесиаса.
Впрочем, в том вопросе, какие произве¬дения искусства признать лучшими, всегда верховодила массовая культура. Другими словами, искусство всегда принадлежало народу - причем, народу не в положительном значении этого слова, а тому народу, который испанский философ Ортега-и-Гасет (кстати, это не два человека, как многие ду¬мают, а один) называл толпой. Толпа всегда очень любила цепляться за что-нибудь привычное, незатейливое - именно поэтому, на¬пример, очень долго не мог прославиться непопсовый Вагнер со своими выходящими за рамки привычного выкрутасами. А раз любят все привычное, так чего же стараться и выдумывать новое? Нравятся книжки про Бешеного? Держите двадцать пять продолжений, и даже пытаться не будем написать что-нибудь более достойное! Нам уже и самим противно, но что делать - толпа желает, значит нужно выполнять.

Но ведь Ницше, говоря о способности быть одиноким, имел в виду знание того, что хочешь именно ты сам - независимо от того, что кричат тебе на ухо из ларька у метро или ; показывают каждое утро по телевизору. Массовая культура все равно будет сущест-,' вовать столько, сколько человек будет жить в I обществе. Другое дело, что поддаваться вли¬янию этой культуры можно в разной степени. К сожалению, техническое развитие, к стремительному росту которого мы так привыкли, ставит нашу индивидуальность во все : более и более суровые условия. Неслучайно ведь именно в наше время (а точнее - в середине XX века) стали появляться на свет сначала битники, потом хиппи, потом панки и металлисты - все они отнюдь не были воинствующей молодежью, пытающейся раз¬рушить старый строй и построить новый мир. Просто они осознали всеобщую одина¬ковость, стандартность, невозможность отойти от общепринятых норм. Осознали - и испугались этого, испугались - и стали пытаться этому противостоять. Массовая культура объявляла основной ценностью семью и церковь, а битники на это заявляли, что : любить можно и вне брака, и в церковь хо-; дить совсем необязательно - главное, чтобы человек был хороший. Массы были за ук¬репление границ и вооружение, а хиппи -призывали бросить это дело и начать зани¬маться любовью. Когда же стало ясно, что тягаться с массовой культурой бесполезно и что малочисленных отщепенцев никто не слушает, стали стараться хотя бы выглядеть не так, как все - все-таки какая-то претензия на свободу от общественного мнения.
Технологии развиваются, и с ними вме-: сте растет мощь массовой культуры: чем дальше, тем меньше у индивидуальности остается возможностей проявить себя. Хорошо еще, например, если в телевизоре 12 : программ - хотя бы жалкий потуг на "дистанцию от толпы", на выбор того, что хочешь ты сам. А если программ всего три? Впро¬чем, здесь, наверное, срабатывает какой-то уравновешиватель: если программ мало или телевизора нет вообще, то массовая культу¬ра сама собой отступает, дает возможность почитать книги, пообщаться с соседями и знакомыми (хорошо бы и у них при этом не было телевизора). Конечно, остаются еще газеты, которые (в данном случае - к сожа-,' лению) стоят не так уж дорого и доступны практически всем: там-то она и таится культура масс, оттуда и внушает не всегда изысканный вкус и всегда - однобокий и не свой собственный взгляд на вещи.
Впрочем, бегство от информации - не выход из положения. Было бы проявлением слабости заявить: "Я - индивидуальность, я не стану смотреть ваш телевизор и читать ваши дурацкие газеты и журналы!" Прогрессивный человек должен идти в ногу с прогрессом и не отлынивать от него, а учиться извлекать из него пользу. Так, например, интереснейшее явление с точки зрения массовой культуры - интернет. С одной стороны, он уже куда опаснее для индивидуальности, чем газеты, радио, книги из метро и телевизор: ведь на связи с тобой
уже не один город и даже не одна страна, но весь мир! Какой ужас - как одной слабой : индивидуальности не сломиться перед таким! С другой стороны, интернет - это уже не 12 программ телевизора или три десятка радиостанций, которые дают хоть какой-то выбор, а бесконечно огромное количество : информации, и здесь наконец-то можно ,' почувствовать то самое ницшеанское одиночество. Сфера вашего интереса может оказаться здесь весьма узкой и редкой, а ! возможностей реального выбора - куда больше, чем в телевизоре или все на жур-' нальном лотке в метро. Наверное, интернет ! можно сравнить с огромным книжным или музыкальным магазином: там человеку то¬же дается хоть маленькая, но возможность проявить свою индивидуальность: подойти не к тому стенду, где толпятся любители бестселлеров, а туда, где совсем никого нет и где книги/диски даже слегка запылились от невостребованности.
Интернет - на сегодняшний день вер-I шина проявления власти массовой культуры, но в нем эта культура, пожалуй, впервые дает человеку возможность быть самим собой и не уподобляться толпе. Конечно, и здесь есть опасные "популярные" места, но есть при этом и множество других мест, так что никто не заставляет от скуки сидеть там же, где большинство. Интернет, как и большие книжные магазины, о которых уже го-ворилось, если к нему подойти с умом и со вкусом, способен вырастить по-настоящему современного человека, прекрасно осве¬домленного во всем, что происходит в мире (по крайней мере, в тех областях, которые его интересуют), но при этом не ставшего ! безликой частью этого мира.
Мне кажется, что сегодняшние подро-; стки - это не просто следующее за нашим поколение, они - совершенно иное поколе¬ние, с абсолютно другими информационны¬ми возможностями, жители другого уровня, другого мира, в котором массовая культура приобретает более мягкую форму, теряет ! свой образ диктатора. Конечно, мы тоже живем в этом новом мире, на этом новом уровне, но мы поднялись на этот уровень с предыдущего, из времени телевизора с тре¬мя программами, они же оказались на нем сразу, это их мир, их время. Когда сегодня 17-летняя девочка пишет вполне зрелую : статью об истории британской музыки, не : воспользовавшись ни одним справочником I и ни одной книжкой, да еще сопровождает все написанное своим собственным, вполне оформившимся мнением, я честно говорю, что в свои 17 лет всего этого не знала и не ! могла знать. И если признать, что массовая культура сегодня - это интернет, то массовая культура - это хорошо. Главное, чтобы хотя бы это новое поколение, которому почти с самого рождения дается право выбора, научилось этим правом пользоваться. Тогда со временем люди перестали бы так сильно I влиять на мнение и вкус друг друга, и у каждого появилось бы свой собственный взгляд и собственное мнение. А слова "толпа" и "массовая культура" тогда и вовсе вышли бы из употребления.

Статья отсканирована из журнала Upgrade




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 43 , стр: 1 2 3 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 85
Откуда: пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.08 22:31. Заголовок: KaGE пишет: Я немно..


KaGE пишет:

 цитата:
Я немного не уловил переход от массовой культуры и вопросов на собеседовании к любимым занятиям, но не суть важно



В этой теме чуть выше были жалобы на трудности в установлении контакта с лицами противоположного пола посредством компьютера из-за скудности их (лиц противоположного пола) интересов. Я попытался доказать, что при желании и творческом подходе их (этих самых лиц противоположного пола) можно запросто увлечь в беседу на самые заумные темы. А чтобы избежать замечаний от руководства форума в хулиганстве и переходе на неприличные темы, попытался свалить всё на Ричи, использовав его гениальное высказывание.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 10
Откуда: Россия, Владикавказ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.08 17:06. Заголовок: Jam Bluse пишет: ги..


Jam Bluse пишет:

 цитата:
гиблое дело - пытаться менять человека! гиблое и не благодарное!


Однако именно за него был распят небезызвестный мессия. Что это доказывает? ИМХО, то, что в одиночку изменить людей не сможет даже божий сын. Тем более если все направлено против этого. И, кстати, сейчас это обыдление происходит на гораздо более высоком уровне, чем тогда.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.14 17:50. Заголовок: Замороженные продукты, замороженные овощи, продукты питания оптом в Обнинске.


Купить очень дешево свежие продукты в Обнинске для всех людей

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 43 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет